Жилищные активисты и новые законы в ЖКХ

На апрельском собрании членов Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» эксперты проинформировали собравшихся об изменениях жилищного законодательства. В частности, о законах, касающихся прямых расчетов за коммунальные ресурсы, стандарта сервиса в сфере управления многоквартирными домами. Они ответили на многочисленные вопросы аудитории – большинство из них касались проблем, связанных с теплоснабжением. В собрании, которое посетили более 200 человек, приняли участие постоянный эксперт организации Марат Исмагилов – Главный государственный жилищный инспектор Удмуртской Республики, и Александр Евсеев, председатель Объединения советов домов УР.
Апрельские изменения
В апреле 2018 года вступили в силу три законодательных акта в сфере ЖКХ. Это Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (Закон о прямых договорах за коммунальные услуги), Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 №331 – о сервисе в сфере управления многоквартирными домами, а также Приказ Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр «О внесении изменений в Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. N 938/пр» (Приказ о Реестре лицензий управляющих организаций).
Эксперты разъяснили слушателям положения, касающиеся жителей многоквартирных домов.
Прямые договоры
Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ определил, что отныне собственники жилья в многоквартирных домах могут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании. Они вправе принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, вывоз мусора.
Как рассказал Александр Евсеев, в Ижевске 80% потребителей коммунальных услуг уже имеют прямые договоры с РСО. В отсутствие соответствующего закона договорные отношения фиксировались в форме письменных соглашений или как конклюдентные действия. В 2012 – 2017 годах собственники постепенно переходили на прямые расчеты по разным видам ресурсов, начиная с электроэнергии, затем по горячему и холодному водоснабжению, отоплению. Теперь Федеральный закон №59 узаконил прямые договоры, существовавшие раньше.
Вместе с тем, не подтвердились ожидания, что с его выходом все собственники должны будут перейти на прямые договоры в обязательном порядке. «Если собственники платят РСО за поставляемый ею ресурс через посредничество управляющей компании – исполнителя коммунальных услуг, и у нее нет перед РСО задолженности, и всех это устраивает, то переходить на прямые отношения никто от них не потребует», – сказал Александр Евсеев.
Перейти на прямой договор с РСО собственники могут по решению общего собрания. При этом собственникам не нужно подписывать договор в письменном виде. Правительство России собирается в ближайшее время утвердить Типовой договор с положениями, обязательными для выполнения собственниками и РСО. Пока же действуют нормы Постановления №354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, где указаны обязательства исполнителя услуг и собственников.
В новом законе не утверждено требование обязательного единого платежного документа. Это значит, что у хозяйствующих субъектов – РСО И УК – будут возникать разные схемы проведения платежей. Они определяют свою политику проведения расчетов самостоятельно.
Отвечая на вопрос аудитории, Александр Евсеев сказал также, что собственники, уже имеющие прямые договоры с РСО, не могут перейти обратно на расчеты через управляющую компанию. Право на такое решение общему собранию законодательством не предоставлено. В то же время при выборе новой управляющей компании последней не запрещается обратиться в РСО с просьбой заключить с нею договор.
Эксперты также сообщили, что Федеральный закон №59-ФЗ закрепляет ответственность РСО перед потребителем за качество предоставляемых услуг и за начисление платы за них. Однако, если потребители недовольны качеством услуги или сомневаются в правильности начислений, то они должны обратиться в управляющую организацию, а та в свою очередь должна выяснить все вопросы с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, потребители будут решать свои вопросы не в разных компаниях отдельно, а по принципу «одного окна».
Также Марат Исмагилов отметил, что Федеральным законом №59 введены новые штрафы в пользу потребителей. Если, например, УК выставила платежный документ и собственник оплатил его, хотя у него имелся прямой договор с РСО, то УК обязана вернуть ему всю сумму, а, кроме того, выплатить в виде штрафа 50 процентов от суммы в течение двух месяцев.
Если же исполнитель услуги исправил свою ошибку и прислал правильную платежку до того, как потребитель обратился в УК или РСО с заявлением, то штраф не начисляется. Потребитель может пожаловаться на исполнителя услуги, не реагирующего на заявление потребителя, в Управление по ЖКХ Администрации города Ижевска.
Сервис в ЖКХ
Как сказал Марат Исмагилов, благодаря вступившему в силу 11 апреля 2018 года Постановлению Правительства РФ от 27.03.2018 качество предоставляемых услуг будет намного улучшено. Оно пополнило перечень нормативно-правовых актов, касающихся стандарта сервиса управляющих организаций и ТСЖ. Это Постановление о минимальном перечне оказываемых услуг и работ, Постановление №354 с правилами содержания общего имущества, Закон о ГИС ЖК.
Постановление №331 вводит новые требования с 1 марта 2019 года, и у ТСЖ и УК есть время подготовиться. Основное требование: УК и ТСЖ, имеющие в управлении дома, расположенные в разных районах города, должны будут открыть представительские офисы в каждом из этих районов. Это требование становится лицензионным для УК. Как сказал глава Минстроя УР Михаил Мень, представительские офисы УК должны находиться в шаговой доступности от домов, которыми она управляет.
С 1 марта 2019 года также должна будет соответствовать новым стандартам аварийно-диспетчерская служба УК. Если раньше она, выехав по заявке, должна была локализовать аварийное повреждение внутридомовых инженерных систем в течение 2 часов, то сейчас – в течение 30 минут. Три дня ей дается на устранение такого повреждения, два часа – на ликвидацию засора в системе водоотведения.
Кроме того, аварийно-диспетчерская служба должна вести электронный журнал учета заявок, запись телефонных разговоров, а время реагирования на поднятие трубки обязана сократить до 5 минут. Ей нужно установить автоответчик, записывающий поступающие обращения граждан. Контролируя исполнение заявки, она должна применять фотофиксацию, оперативные и периодические опросы собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. В течение 3 рабочих дней с даты поступления обращения УК обязана предоставить собственнику или пользователю помещений сведения о показаниях общедомовых приборов учета, а также копию акта о причинении ущерба имуществу собственника (пользователя).
Эксперты прогнозируют, что с рынка уйдут мелкие «аварийщики», в распоряжении которых «только два автомобиля и два слесаря», так как они не смогут соответствовать всем новым требованиям законодательства. Некоторым аварийным службам придется ограничить свое присутствие одним или несколькими районами города, так как, не имея возможности открыть дополнительные офисы в них, они не смогут выезжать по заявкам в течение получаса.