Законопроект об упрощении процедуры госзакупок в сфере культуры принят в первом чтении
Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании 4 апреля поддержали в первом чтении законопроект, совершенствующий государственные закупки товаров, работ, услуг для учреждений культуры. Документ был принят единогласно 423 голосами. Как говорится в пояснительной записке, поправки разработаны в связи с тем, что правоприменительная практика законодательства о госзакупках выявила ряд существенных недостатков применения отдельных положений при осуществлении закупок в сфере культуры.
«Принятие предлагаемых изменений Федерального закона, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс государственных закупок в сфере культуре», - отмечается в сопроводительных документах к законопроекту.
Представляя поправки, председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольскаясообщила, что они предлагают изъять из закона о госзакупках (44-ФЗ) нормы, «которые становятся при применении к сфере культуры абсурдными».
«Мы предлагаем убрать из закона о контрактной системе положения, абсурдные применительно к культуре и мешающие этой сфере работать. Возможность не обосновывать цену контракта в случае закупки уникальных произведений, ценностей, произведений того или иного автора, возможность не проводить в этих ситуациях экспертизу, право увеличить сумму на разовые единовременные закупки у единственного поставщика и запретить субподряд, а также целый ряд дополнительных новаций, предложенных в законопроекте, помогут сфере культуры работать более эффективно», - подчеркнула Ямпольская.
Как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов, выступая от фракции «Единой России», принятие поправок упростит и повысит качество деятельности работников культуры, избавив закон о госзакупках от «совершенно абсурдных явлений, которые сегодня делают творческого работника бухгалтером и юристом, стремящимся найти в этих хитросплетениях какой-либо выход».
«Результатом изменений станет то, что концертная организация сможет купить тот инструмент, который лучше звучит, а не тот, который дешевле. Дом культуры сможет купить профессиональный театральный свет, а не бытовые лампы. Театры смогут пригласить тех режиссеров и сценаристов, которые нужны для того, чтобы зритель пошел на эти постановки. Музеи смогут провести выставку Эрмитажа, не проводя конкурса на выставку Эрмитажа с Эрмитажем», - сказал парламентарий.
Принятые в первом чтении поправки, в частности, предлагают разрешить организациям культуры расходовать пожертвования и благотворительные средства как внебюджетные средства; проводить конкурсы с ограниченным участием; предоставлять право заказчику запрещать субподряд при работе с объектами культурного наследия и ряде других случаев; увеличить сумму закупок у единственного поставщика с 400 до 700 тысяч; разрешить закупку у единственного поставщика музыкальных инструментов, оборудования для спецэффектов, услуг транспортировки, страхования и обеспечения безопасности; снять обязанность обосновывать цену контракта при закупке культурных ценностей (прав на определенные произведения); упразднить процедуру внутренней или внешней экспертизы в ряде случаев; избавить заказчика от обязанности размещать персональные данные исполнителей.
Депутаты Госдумы установили срок внесения поправок ко второму чтению законопроекта до 8 апреля. Второе чтение документа планируется провести 9 апреля, третье чтение – 10 апреля.
О необходимости внесения изменений в закон о госзакупках неоднократно говорили представители культурного сообщества на различных площадках. В том числе этот вопрос поднимался на Совете при Президенте России по культуре и искусству, по итогам заседания которого в декабре 2017 года Владимиром Путиным было дано поручение разработать проект изменений в закон, направленный на учет особенностей деятельности организаций культуры и искусства.
При этом представители культурных сообществ обратили внимание на общие для всех отраслей культурной деятельности проблемы в условиях действующего законодательства о госзакупках. В частности, речь шла о сложности формирования плана закупок на три года; о том, что оформление документации на каждую закупку несет зачастую больше затрат, чем сумма закупки; о невозможности заключения контракта на закупку у единственного поставщика товаров, работ и услуг, созданных с применением современных инновационных технологий, а также контракта с собственниками культурных ценностей; о сложности формирования и обоснования начальной максимальной цены контракта при создании художественного произведения и ряде других.