Вопросы совершенствования законодательного регулирования использования лесных ресурсов обсудили в Госсовете Удмуртии
Накануне в Государственном Совете Удмуртии состоялся круглый стол, посвященный вопросам законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов. В заседании приняли участие председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, Секретарь Удмуртского регионального отделения Партии «Единая Россия», первый заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев, заместитель Секретаря Удмуртского регионального отделения Партии, Председатель Государственного Совета Удмуртии Алексей Прасолов, Председатель Правительства республики Ярослав Семенов, депутат Государственной Думы от Удмуртии Алексей Загребин, депутаты Госсовета, члены Правительства республики, руководители и представители органов местного самоуправления и бизнес сообщества.
Открывая встречу, спикер республиканского парламента Алексей Прасолов подчеркнул актуальность рассматриваемых вопросов в целом для страны и для Удмуртии в частности.
«Удмуртия на сорок процентов покрыта лесами, - отметил он, - Лес - важная составляющая нашей жизни. В лесном фонде Удмуртии порядка 300 миллионов кубометров древесины, лесные богатства сопоставимы с нефтяными и от того, как мы распорядимся этим капиталом, зависит благополучие будущих поколений».
Алексей Прасолов добавил, что и на уровне регионов и на уровне федерации, работа по совершенствованию законодательства в лесной отрасли ведётся активно. Один из ярких примеров – принятый Госдумой закон о сборе валежника для собственных нужд, а затем и подобный региональный закон, который фактически снял административные барьеры и облегчил заготовку этого ресурса. Спикер парламента выразил надежду, что круглый стол станет основой для новых законодательных решений, которые позволят сохранить лес и обеспечить его дальнейшее рациональное использование.
Николай Николаев отметил, что в рамках законотворческой работы профильный Комитет Госдумы продолжает консультации и конструктивное общение с регионами, изучение практики правоприменения. В частности, эффективным себя показал механизм биржевой торговли.
«Мы видим, сейчас, что механизм исключительно эффективный, и вместе с Министерством природных ресурсов и экологии прорабатываем возможность статуса обязательной биржевой торговли для ресурсов, которые заготавливаются госучреждениями», - сказал он. На федеральном уровне также взяты в работу вопросы о регистрации пунктов приема и переработки древесины, работы системы «Лес ЕГАИС» и другие. Общение с регионами и изучение региональных практик, подчеркнул руководитель профильного Комитета, очень важно для федерального законодателя, так как позволяет принимать выверенные решения, которые будут содействовать развитию отрасли.
В Удмуртии, по словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды региона Дениса Удалова, начало торговли лесоматериалами стартовало подписанием на Национальном лесном форуме в марте 2018 года Соглашения между Правительством Удмуртской Республики и акционерным обществом «Санкт-Петербуржская международная оптово-сырьевая биржа». За прошедшие пять месяцев 2019 года биржей реализовано 89,4 тысяч кубометров древесины на общую сумму 111,6 миллионов рублей. По итогам пяти месяцев текущего года республика уже достигла показателей 2018 года, а в ценовом диапазоне превысила прошлогодние результаты на 10,6 миллионов рублей. По результатам первого квартала 2019 года Удмуртская Республика занимает лидирующую позицию по сравнению с другими участниками товарно-сырьевой биржи по стоимости древесины на биржевых торгах, однако её цена остаётся заниженной, считает министр. Постепенное увеличение стоимости древесины может способствовать решению ряда насущных вопросов отрасли, в том числе материально-технических и кадровых. В этом году перед министерством Главой республики поставлена задача – увеличить объем древесины, реализуемой через товарно-сырьевую биржу, до 20 процентов от общего объема заготавливаемой в республике. Для этого необходимо вовлекать в биржевую торговлю хозяйствующие субъекты, отметил Денис Удалов, добавив, что ключевую роль в этом процессе может сыграть принятие законодательных изменений, обязывающих подведомственные госучреждения реализовывать древесину, получаемую в рамках исполнения госзадания, через товарно-сырьевую биржу.
Координатор федерального проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия», Председатель постоянной комиссии Госсовета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Владимир Варламов в своем выступлении коснулся основных вопросов, требующих корректировки законодательства. Он акцентировал внимание на развитии арендных отношений, заявив о необходимости изменения нормативной базы в части предоставления возможности заключения договоров аренды на новый срок без проведения торгов с арендаторами, надлежащим образом исполнившими договоры аренды лесных участков.
«Зачастую лесопользователи, получившие отказы в предоставлении лесного участка в аренду, добросовестно проводили работы по охране, защите и воспроизводству лесов, вкладывали свои средства в развитие деревоперерабатывающих производств, приобретали специальную технику и оборудование, создавали рабочие места», - отметил парламентарий. В Государственном Совете Удмуртской Республики, добавил он, ведётся работа, направленная на инициирование изменений в Лесной кодекс Российской Федерации.
Ещё одна важная для населения тема – сбор и реализация недревесных лесных ресурсов: грибов, ягод, растений и т.д., а также пчеловодство, охотничье хозяйство, и использование рекреационного потенциала лесов. Введение заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в правовое поле и развитие способно породить мультипликативный эффект, стимулируя рост производства в смежных отраслях - пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и в агропромышленном комплексе, а также будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению легального дополнительного заработка для жителей отдаленных местностей, считает Владимир Варламов. Помимо этого, необходимо урегулировать вопросы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Руководитель профильной комиссии подчеркнул, что сегодня жители зачастую не имеют возможности самостоятельно заготовить дрова, поскольку лесные массивы, примыкающие к населённым пунктам, переданы в аренду, а выделяемые населению участки находятся в нескольких десятках километров от дома – везти дрова издалека невыгодно и неудобно. Первый заместитель Председателя Государственного Совета Владимир Невоструев также обратил внимание на целесообразность предоставления населению возможности по аналогии с валежником, без дополнительных административных барьеров заготавливать для собственных нужд сухостой.
Сегодня же с предложениями об изменении федерального законодательства в части лесопользования выступил Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор Алексей Быков. Среди его предложений – установление административной ответственности для арендаторов лесных участков за неисполнение условий договора. Нередки случаи, когда арендаторы годами не платят арендную плату, при этом привлечь их к ответственности и расторгнуть договор можно только через суд. Кроме того, по мнению природоохранной прокуратуры, в типовых договорах необходимо предусмотреть возможность авансовой оплаты аренды, чтобы гарантировано получать финансовые средства за использование лесов.
Подводя итоги круглого стола, Николай Николаев среди ключевых моментов, над которыми предстоит работать законодателям, отметил заготовку древесины для собственных нужд. Здесь необходим доступный и понятный механизм, отметил парламентарий, чтобы люди видели, на что они имеют право. Ещё один вопрос, нуждающийся в законодательном регулировании, - поддержка лесопереработчиков, прежде всего – из числа представителей малого бизнеса.
«Мы полтора года назад приняли закон, который ввел процедуру конкурса для лесопереработчиков, - пояснил Николай Николаев, - когда предприниматель может в инициативном порядке выходить в Правительство региона для проведения конкурса и получения ресурсов». Удмуртия, по словам руководителя профильного комитета Госдумы, может стать пилотной площадкой по проведению такого конкурса на региональном уровне.
В резолюцию круглого стола также включены предложения по разработке мер поддержки и развития сети приемо-заготовительных пунктов потребительской кооперации, осуществляющих закупку недревесных и пищевых лесных ресурсов у населения, механизма по взаимодействию федеральных и региональных органов государственной власти в сфере воспроизводства лесов. Предложено разработать меры поддержки эколого-ориентированного малого и среднего бизнеса на сельских территориях, усовершенствовать механизм планирования потребностей в выпускниках лесных вузов для получения бесплатного образования и проработать нормативное обеспечение в части налоговых льгот для работодателей, вкладывающих средства в лесную науку и систему лесного образования.
«Те мысли, которые сегодня здесь звучали, те предложения, - они для нас очень важны, мы их будем транслировать, в том числе и в Правительство и Рослесхоз, чтобы добиться каких-то решений», - резюмировал Николай Николаев.