Художник, рассказавший о войне
15 апреля 2015,
12:02
В год 70-летия Великой Победы исполняется 105 лет со дня рождения художника, уроженца Киясовского района Петра Александровича Кривоногова, автора монументальных полотен о гражданской и Великой Отечественной войнах, лирических пейзажей и портретов.
Но даже если Пётр Кривоногов написал бы только одну картину – «Победа», его имя вошло бы в историю. Вот как отозвался о картине «Победа» искусствовед Е.Востоков в своей книге «П.А.Кривоногов»: «Уже много лет прошло со времени появления картины, но мы не могли поставить рядом какое-либо другое произведение живописи на эту тему. Она приобрела значение художественно-исторического документа».
Петр Кривоногов родился в селе Киясове в 1910 году в крестьянской семье. Тяга к рисованию была в нём с детства. Первой, общественно признанной работой юного Пети Кривоногова, стал портрет Ленина, который попросил его нарисовать председатель Киясовского исполкома. Портрет повесили в президиум на стену, а Пете выдали небольшую денежную премию. В начале тридцатых годов, закончив рабфак искусств в Ленинграде, Пётр Кривоногов поступил в академию художеств. Дипломной работой его стала картина «Поход Таманской армии», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке, посвящённой 20-летию комсомола. В 1939 году Кривоногова призвали в Красную Армию, в кавалерийскую часть Л.М.Доватора.
В 1942 году Пётр Кривоногов в составе группы военных художников студии им.Грекова выехал в действующую армию. Несмотря на трудные фронтовые условия, альбомы художника заполнялись меткими зарисовками, набросками для его будущих монументальных картин. В произведениях Петра Кривоногова отражались подвиги советских бойцов и народное горе во время жестокой войны. Вот некоторые его картины, написанные под впечатлением боёв: «Зверства в Речицах», «В Волоколамске», «Рейд Доватора», «Корсунь-Шевченковское побоище», «Защитники Брестской крепости» и другие полотна. Весной 1945 года советские войска готовились к решающей битве за Берлин. Кривоногову предложили двигаться с частью, которая должна была встретиться с войсками союзников. «Я решительно отказался, - вспоминал П.А.Кривоногов, - мне нужно быть в Берлине, у рейхстага, я должен написать картину, которая характеризовала бы победное окончание войны». С танковой армией маршала Рыбалко художник Кривоногов вступил в Берлин и был очевидцем и участником исторических боёв и штурма рейхстага. В картине «Капитуляция фашистских войск в Берлине 2 мая 1945 года» он показывает Берлин в последние дни войны. Эта картина явилась предвестницей большого монументального полотна «Победа», над которым художник работал более двух лет. За картину «Победа» ему была присуждена государственная премия.
В 1949 году Кривоногов закончил картину «На Курской дуге». Писатель Константин Симонов так отозвался об этой картине: «Художник заставил меня долго стоять перед своей картиной. В ней была неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей. Поэзия непоколебимых поступков, твёрдых, как алмаз, решений. Поэзия веры в победу, веры, которая не гаснет перед лицом смерти».
В 1955 году П.А.Кривоногову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он умер в 1967 году, похоронен с воинскими почестями на Пятницком кладбище, в Москве. К 50-летию Великой Победы в Киясове состоялась выставка, посвящённая П.А.Кривоногову, а затем в Киясове был открыт музей им.П.А.Кривоногова.
Много сделано по увековечению памяти П.А.Кривоногова на его родине в селе Киясове братом художника А.А.Кривоноговым, вдовой А.А.Кривоногова Е.А.Кривоноговой. Благодаря финансовой помощи Правительства Удмуртской Республики были выделены денежные средства на реставрацию нескольких картин П.Кривоногова, хранящихся в музее П.А.Кривоногова.
Автор материала - главный редактор газеты «Знамя труда», член политсовета местного отделения Киясовского района партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Нина Красноперова. (При подготовке материала использованы воспоминания А.А.Кривоногова).