Удмуртская Республика
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Пешеходный Ижевск: как идёт ремонт тротуаров в столице Удмуртии

29 июня 2023, 10:15
Третий год в столице Удмуртии реализуется программа ремонта тротуаров «Пешеходный Ижевск». О её результатах и планах на 2023 год рассказал Председатель Городской думы Ижевска и куратором программы Фарит Губаев.

– Фарит Ильдусович, почему в последнее время в центре внимания оказались тротуары, насколько эта тема актуальна для Ижевска?

– «Пешеходный Ижевск» – это программа ремонта тротуаров города, рассчитанная на пять лет – с 2021 по 2025 годы. В столице Удмуртии она действует третий год. Цель проекта – создание качественного пешеходного каркаса Ижевска на основе предложений жителей города. «Пешеходный Ижевск» – ровесник нашего, седьмого созыва Городской думы. Работать над ним мы с коллегами-депутатами начали ещё во время предвыборной кампании в 2020 году. Тогда же проект поддержали Глава Удмуртии Александр Бречалов и партия «Единая Россия». Вопросы ремонта и строительства тротуаров входят в топ-3 наказов избирателей депутатам Городской думы. В Ижевске более 300 участков тротуаров, нуждающихся в ремонте. Требуется и строительство новых пешеходных дорожек. Прежде всего, в частном секторе, в новых микрорайонах и микрорайонах старой застройки, где роль тротуаров зачастую выполняют межквартальные дороги.

– Сколько тротуаров было сделано за первые два года? Как выбирают тротуары для включения в программу?

– За два предыдущих года мы отремонтировали 68 пешеходных дорожек. Тротуары были обновлены в каждом из 25 округов Ижевска. Сделано по 13-14 тротуаров в каждом районе города. Основные критерии отбора объектов следующие: высокий пешеходный трафик, то есть востребованность тротуара у жителей; тротуар ведёт к социальным объектам – школам, больницам, детским садам, а также к остановкам общественного транспорта; техническое состояние имеющегося тротуара; процент износа покрытия.

 – Как идёт ремонт тротуаров в этом году?

– Весной вместе с депутатами, общественниками и подрядчиками мы обошли тротуары, нуждающиеся в ремонте, в каждом округе. Исходя из критериев отбора и выделенных на программу «Пешеходный Ижевск» средств, мы выбрали тротуары для ремонта в 2023 году. Планируем отремонтировать более 40 тротуаров. Благодаря хорошей погоде строительный сезон в этом году начался раньше обычного. И на десяти объектах работы уже завершены, ещё на 13 тротуарах ведётся ремонт. Закончены работы на тротуарах по ул. Увинской – по пути к школе № 100, ул. Садовой, от ул. Нагорной до входной группы библиотеки им. Мусы Джалиля, ул. Областной, от ул. Кирпичной до ул. Садовой, пер. Широкому, от ул. К. Маркса до ул. М. Горького, ул. 1-й Тверской – у детского сада № 167, ул. Кунгурцева – у детсада в микрорайоне Столичном, ул. Базисной, ул. Выставочной, у ЖК «Скандинавия» – от дома по ул. Ленина № 97а вдоль лесополосы до заезда к автосалону «ИТС-АВТО», в парке Тишино.

– Удаётся с помощью проекта улучшить качество подходов к школам?

– Только в прошлом году в рамках программы «Пешеходный Ижевск» были построены тротуары к семи школам города: это школа № 73 – тротуар по ул. Салютовской, школа № 91 – тротуар в пер. Октябрьском, школа № 81 – тротуар по ул. С. Самсонова, школа № 31 – тротуар по ул. Восточной, гимназия № 56 – по ул. Базисной, школа № 16 – по ул. Т. Барамзиной, школа № 64 – тротуар по ул. Михайлова. Кроме того, по заявкам жителей построили тротуары у нескольких детских садов в микрорайоне Буммаш, гор. Металлургов, у нового детского сада на ул. Берша. В этом году работа продолжается: из десяти уже сделанных тротуаров, половина ведут к школам или детсадам.

– Решается ли вопрос с так называемыми «транзитными школами», через которые жители многие годы ходили и вокруг которых нет нормальной пешеходной инфраструктуры?

– После трагедии в школе № 88 мы дополнительно включили в программу «Пешеходный Ижевск» строительство тротуаров в обход школ. Это необходимо сделать там, где с советских времён пешеходный трафик шёл через территории образовательных организаций. Наша общая задача – чтобы все территории школ Ижевска были закрыты от посторонних, а у местных жителей появились новые пешеходные пути. В моём округе в микрорайоне Буммаш на этот год запланировано строительство тротуаров у школ № 69 и № 52. У школы № 69 планируем сделать тротуар от ул. Дзержинского до входа в школу. Сейчас на этом участке вообще нет тротуара. Дети и взрослые ходят по межквартальной дороге. Для строительства пешеходной дорожки необходимо немного передвинуть ограждение школьного стадиона. У школы № 52 планируем построить тротуар между школой и детским садом. До недавнего времени у школы и соседнего детсада была общая ограда и прохода между ними не было. Раньше жители микрорайона проходили от трамвайного кольца на ул. 9-е Января через территорию школы. Сейчас сквозной проход закрыт – будем строить тротуар в обход.

– Взаимодействуете ли вы с коммунальными службами, принимая решение о ремонте тротуара? Жаль, когда на новых дорожках появляются перекопы.

– Мы синхронизируем планы ремонта коммунальных сетей и тротуаров. Если в перспективе трёх лет на участке планируется замена сетей, откладываем ремонт тротуара. В случае если под тротуаром проходят силовые кабели, мы прокладываем кабели в специальные гильзы, чтобы его можно было заменить без повреждения тротуара. В прошлом году такие гильзы проложили под тротуаром на ул. Металлистов. Это удорожает стоимость работ, но увеличивает срок жизни тротуара. Бывают случаи аварийного ремонта сетей под новым тротуаром. В этих ситуациях коммунальщики восстанавливают пешеходную дорожку в определённые сроки и за свой счёт. Мы контролируем сроки и качество работ. Так, в прошлом году новый тротуар из плитки на ул. Дзержинского просел в одном месте после аварийных работ на коммуникациях. Ремонт тротуара был выполнен за счёт коммунальщиков. – Что лучше для тротуара: плитка или асфальт? – Свои плюсы и свои сторонники есть как у асфальта, так и у плитки. Мы проводили опрос в соцсетях, голоса горожан за брусчатку и за асфальт распределились поровну. Плюс брусчатки в том, что её проще и дешевле разобрать и собрать заново при коммунальных перекопах, тогда как асфальт приходится ломать. Также на брусчатке не стоят лужи, вода уходит в землю между плитками. Брусчатку мы стараемся использовать на магистральных улицах и там, где на пересечениях улиц уже есть тротуар из брусчатки. Чтобы стыковать брусчатку с брусчаткой.

– Дорожные объекты в республике проходят многоступенчатый контроль. Как проверяют качество работ по ремонту тротуаров? Кто принимает участие в приёмке объектов?

– Контроль качества ремонта тротуаров также многоступенчатый: это контроль при строительстве, приёмочный контроль, лабораторный контроль, входной контроль на материалы. Для лабораторного контроля с тротуара отбирают пробы – керны. Технадзоры ежедневно выезжают на строительство тротуаров. В приёмке тротуаров принимают участие заказчики – технадзоры Службы благоустройства и дорожного хозяйства Ижевска, депутаты, общественники, в том числе маломобильные граждане – представители сообществ инвалидов-колясочников. Гарантия на тротуар – 5 лет. Все возможные дефекты подрядчик устраняет за свой счёт, примеры этому уже есть. Поэтому подрядчику выгодно сразу же делать всё качественно.

– Куда обратиться ижевчанам со своими предложениями по ремонту тротуаров?

– Предложения по ремонту тротуаров любой житель города может подать на сайт «Пешеходный Ижевск» или в общественную приёмную своего депутата Городской думы города Ижевска. Отбор проводится в соответствии с утверждёнными критериями, о которых я уже говорил. Также тротуар должен располагаться на муниципальной территории. Пешеходные дорожки на придомовой территории, на территории учреждений, школ, детских садов, на частных объектах не включаются в программу «Пешеходный Ижевск», они ремонтируются за счёт других финансовых источников.

 

Спикер
Губаев Фарит Ильдусович
Губаев Фарит Ильдусович
Руководитель Региональной общественной приёмной Председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева

Общественная приемная