Карта сайта
6 ноября 2013, 15:32

Новая идеология дорожной безопасности

Газета «Известия Удмуртской Республики» интервью с Руководителем партийного проекта «Безопасные дороги» Виктором Кузнецовым

С 5 ноября вступило в силу постановление Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами», которое вносит существенные изменения в федеральный закон о безопасности дорожного движения. Эти поправки стали поводом для новой встречи с президентом Удмуртской региональной ассоциации автошкол (УРААШ), генеральным директором первой в республике частной автошколы «Сюрес»,  Виктором Кузнецовым. Помимо этого авторитетный эксперт дал свои комментарии по ценовой политике, сложившейся на рынке обучения будущих водителей, и выразил своё отношение к создаваемой Ижевской ассоциации автошкол (ИААШ).

 

Удостоверения от автошкол и восход солнца с Востока

 

- Изучив все вводимые новшества, как практик, скажу: они почти не повлияют на улучшение ситуации с безопасностью на дорогах. Как мне представляется, мы опять хотим старыми методами решить новые проблемы, - откровенничает Виктор Алексеевич и признаётся в готовности ошибиться в своём прогнозе. - Отныне нельзя будет сдавать экзамены после самостоятельной подготовки. Все кандидаты в водители будут сначала сдавать теорию и автодром непосредственно в автошколах, а в ГИБДД - экзамены по практическому вождению в условиях реального движения. Спрашивается для чего? Довод в ответ: чтобы никто не смог подойти к экзаменам, предварительно не пройдя курс обучения. Но это не проблема автошкол, и, с моей точки зрения, аргумент получился пустым. На качество конечного продукта это не повлияет! У нас в России работают 8000 автошкол и всего 30 (!) автоматизированных автодромов! Один из них есть у нашей автошколы «Сюрес». Я решительно не понимаю, ради чего это делается? Как говорили древние латиняне: Qui prodest? - Смотрите кому это выгодно?» Организация безопасности дорожного движения - государственная проблема. Однако весь фокус в том, что государство не выделяло денег на оснащение автодромов, а теперь включает в методику обучения кандидатов в водители автоматизированные автодромы, узаконивает их, и это получается некорректно. Вы скажете, опять заимствование и тупое копирование западных идей? То-то и оно что нет. В Европе отсутствуют автоматизированные автодромы, и при этом уровень безопасности на дорогах гораздо выше, чем в нашей стране. Говорю это как первопроходец и пионер, который 10 лет занимался вопросом автоматизации автодрома. Далее. Теперь у нас де-юре будут несколько категорий и подкатегорий водительских прав. Но де-факто они ещё не вступают в силу - программа пока не написана, и внедрение данного новшества отложено. Идём дальше. Если экзамен сдавался на автомобиле с автоматической коробкой передач, то в водительском удостоверении будет проставляться специальная отметка, дающая право на управление транспортным средством только с автоматической коробкой. Тут у меня нет никаких замечаний. К примеру, в США 95 процентов машин с автоматической трансмиссией, в Японии - примерно половина, в Европе - треть. Пробегусь кратко по остальным моментам. В частности, документ усиливает требования к экзаменаторам: возраст повышается с 23 до 25 лет, водительский стаж - с 3 до 5 лет при обязательном наличии высшего образования. Для допуска к экзаменам несовершеннолетних - в возрасте от 16 до 18 лет - потребуется письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Кроме того, кандидаты в водители, провалившие практическую часть экзамена в третий раз, повторить попытку смогут только через месяц. Зато положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, будет считаться действительной в течение 12 месяцев. Сейчас - в течение 3.

- Виктор Алексеевич, несмотря на компетентные замечания, вы наверняка отметили и рациональные зёрна в новых поправках. В чем они?

- Действительно, рациональные зёрна есть. Мне отрадно, что государство делегирует обществу всё больше полномочий, и ГИБДД постепенно уступает автошколам своё право принимать экзамены. Для той же прагматичной Европы функция приёма экзаменов дорожной полицией является нонсенсом. Раз мы фрагментарно копируем европейский опыт, то почему бы не передать все экзаменационные функции автошколам, которые могут войти в состав саморегулирующих организаций? По моему прогнозу, года через три-четыре ГИБДД полностью устранится от приёма экзаменов. Это подсказывает моя интуиция. Вспомните, как было с передачей прав на проведение техосмотра от ГИБДД частникам? Громких криков было много, но ничего страшного не случилось. И здесь будет то же самое. Также каждое утро будет всходить солнце, и день сменяться ночью, продолжится смена времён года, и режим работы светофоров останется прежним. СРО будут ответственны за приём экзаменов, и это дело чести для каждой автошколы. Если школа будет нарушать установленные правила, то будет удалена или изгнана с рынка. Когда наше общество будет готово к этим переменам, автошколы начнут выдавать права на управление транспортными средствами через СРО, а ГИБДД получит больше возможностей заниматься непосредственной работой по повышению безопасности дорожного движения.

 

Первые ростки позитивного самосознания в народной гуще

 

- Пока же, повторюсь, в новых поправках я не увидел новой идеи и попыток к кардинальным изменениям ситуации с безопасностью на российских дорогах, - продолжает заострять внимание общественности Виктор Кузнецов. - Впрочем, не достигла своих результатов и федеральная программа по повышению безопасности дорожного движения. В предыдущем интервью «Известиям Удмуртской Республики» я привёл печальную статистику - ежегодно на дорогах нашей страны погибает около 30 000 человек. И очередным документом мы опять хотим механистическим путём решить вопросы безопасности на дорогах. При этом на реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года из федерального бюджета предполагается выделить 32 млрд рублей.

По словам Виктора Алексеевича, в ГИБДД МВД России прекрасно понимают, что без проникновения в социум большой и здравой идеи позитивного сдвига здесь не добиться.

- При всей своей власти и полномочиях, ГИБДД не сможет добиться положительных сдвигов. Никакие специальные люди в форме не изменят ситуацию, потому что только общество сможет повлиять на изменение сознания автохамов и неучей, - уверен президент УРААШ и директор автошколы «Сюрес». - Поэтому я с оптимизмом отмечаю, что всё больше водителей, велосипедистов и пешеходов осознают, что наша безопасность - в наших действиях и мыслях, а преступное хамство на дорогах посягает на жизнь и здоровье человека, его детей и семьи! Сейчас в подавляющем большинстве российских городов создаются общественные движения, которые я называю ассоциаций позитивно мыслящих людей или позитивной дорожной коалицией. Они активно работают в интернет-пространстве, выводя на чистую воду автохамов и неучей. Когда эти хулиганы увидят, что общество решительно настроено на борьбу с их агрессивным поведением и разоблачение неминуемо, то наша страна станет терять на дорогах намного меньше людей. Водители зачастую проявляют псевдосолидарность против гаишников, дежурящих на трассах, - один моргнул фарами, другой сбавил скорость. Так вот ассоциации позитивно мыслящих людей - это пример настоящей корпоративной солидарности, это первые ростки самосознания в народной гуще.

 

Инновационная педагогическая технология управления

 

По мнению Виктора Кузнецова, объединяющей водительское сообщество идеей может стать как раз ментальная подготовка, суть которой выражена в слогане: «Управляя собой - управляй автомобилем». Эксперт, разработавший данную концепцию и инновационную педагогическую технологию, вполне обоснованно полагает, что из разумных идей формируется идеология.

Четверть века назад в советском ещё социуме решили, что идеология вредна. Теперь же мы поняли, что когда общество входит в кризисное состояние, то без идеологической базы сложно заниматься его просвещением и воспитанием.

- Поэтому нам нужна новая идеология дорожной безопасности, и новая доктрина в обучении, - убеждён глава УРААШ и руководитель «Сюрес». - И в этой идеологии одним из ключевых должен стать постулат «Управляй собой на дороге». Коротко, ёмко и доходчиво!

 

Китайская грамота, африканские пилоты и цены на субпродукты

 

Другой актуальной темой в новом разговоре с Виктором Кузнецовым стала ценовая политика.

- Многие новые автошколы откровенно демпингуют, выставляя неадекватные цены за обучение. Какая стоимость адекватная, на ваш взгляд?

- В условиях рынка открытие новых школ расширяет выбор для потребителей. Правда, зачастую единственным критерием для решающего и окончательного выбора остается стоимость, - глава «Сюрес» глаголет истину. - Но на рынке в мясной лавке человек может купить по дешёвке отнюдь не вырезку, а субпродукт. И он сам отвечает за личную продовольственную безопасность. Если же покупать услугу в автошколе по цене субпродукта или полуфабриката, то ущерб можно нанести не только себе, и своим родным, близким, но и совершенно незнакомым людям. Подготовка водителей специфическая отрасль. Речь здесь идёт о безопасности не только начинающего водителя, но и всех участников дорожного движения. И если обучать кандидата в водители по полной программе, обладая развитой материально-технической базой, учебными классами, автодромом с современной инфраструктурой, где должна проходить первичная практика вождения автомобилей, то цена обучения никак не может составлять 10-15 тысяч рублей. А когда у автошколы нет своего автодрома, учебного кабинета и она всё это арендует, то у неё нет мотивации улучшать чужую материальную базу. Не зря же мудрая китайская пословица гласит: «фу ю му ю - зу», в вольном переводе это означает: что есть у отца и матери - это не твоё. Это абсолютно правильно. Для того чтобы организовать автошколу, построить автодром, необходимо изыскать крупные инвестиции, и, с моей точки зрения, ценовой демпинг - это целенаправленное введение людей в заблуждение и настоящая социальная угроза. За короткий срок и за дёшево не выучить грамотного, уверенного в себе водителя. А водитель-полуфабрикат, простите, это прямой удар по безопасности россиян. Мы все должны чётко понимать, что эти скороспелые выпускники не в Африку уедут пилотами, а будут ездить по нашим улицам и трассам. Когда услуга не соответствует реальным ценам, это отрицательно сказывается, прежде всего, на имидже самой автошколы.

 

Министерская оценка цен

 

Кстати сказать, по оценкам Министерства транспорта России, уровень цен, при котором можно гарантировать ученикам автошкол качественное обучение, должен составлять около 26 000 рублей.

- Цена курса нередко снижается благодаря сокращению программы обучения, - заявил недавно федеральный министр транспорта Максим Соколов. - К примеру, вместо предусмотренных законом для подготовки водителей категории «В» 50 часов практического вождения предоставляется намного меньше времени. В новых школах нет квалифицированных инструкторов, зарплата выдаётся по-чёрному, и другие участники рынка страдают из-за недобросовестной конкуренции.

Между тем глава ведомства дал понять, что введение государственного регулирования цен на услуги автошкол не планируется.

- Выход в том, чтобы смотреть на соответствие автокурсов выданной лицензии, удаляя с рынка нарушителей, - высказался Максим Соколов, подчеркнув, что этот вопрос относится к компетенции федерального Минобрнауки.

 

УРААШ готова к конструктивному диалогу

 

- Виктор Алексеевич, в столице республики создаётся Ижевская ассоциация автошкол. Как глава УРААШ относится к этой инициативе?

- Мы приветствуем инициативу по объединению ижевских автошкол. Члены ИААШ вслед за УРААШ пришли к выводу, что если не предпринимать попыток к изменению, то ситуация зайдёт в тупик. Идею по объединению автошкол мы выдвигали ещё 10 лет назад. И уже тогда одной из ведущих мотиваций к объединению была выработка позиции по адекватной стоимости обучения для надёжной подготовки водителей. Оценка должна быть взвешенной и экспертной. Я сразу сказал коллегам: «Не надо партизанщины. Нужно сделать расчёты с помощью экспертов и специалистов, подготовить общество, чтобы люди осознали: при существующих ценах ни одна автошкола не развивается. Такие школы работают на выживание. А где есть работа на выживание, там не существует ни перспективы, ни стратегии развития. В ней не внедряются инновационные методы обучения, не ведется обучение мастеров и преподавателей». Так что ИААШ своевременно поднимает актуальную тему, и УРААШ готова к ведению конструктивного диалога. Из истории известно, что любые союзы и альянсы объединяются вокруг идеи. Всегда надо знать, во имя чего мы объединяемся. Если во имя того, что в республике слишком много автошкол (около сотни. - Прим. ред.), и мы хотим сократить их число и поднять цены, то грош цена таким блокам или коалициям. Нам важно не расшатывать ситуацию и не пиариться. Нам важно объединиться вокруг мобилизующей стрежневой идеи. И мне приятно осознавать, что у УРААШ есть несколько стержневых идей, направленных на повышение качества обучения и повышение безопасности дорожного движения. И здесь все мы не конкуренты, а партнеры!

 

По материалам http://www.izvestiaur.ru

Ссылка для блогов